Главная » Будь умником » Моторика » Пальчиковые игры для малышей 2—3 лет

Пальчиковые игры для малышей 2—3 лет

Игра является основной деятельностью в детском возрасте. В ней ребенок познает мир, через неё он учится взаимодействовать, развивается, понимает, что его любят. Пальчиковые игры интуитивно использовались нашими предками для забав взрослых с подрастающим поколением. И только в 19 веке, благодаря наблюдениям немецкого педагога Фридриха Фрёбеля, они обрели статус самостоятельной развивающей методики, вошедшей в систему дошкольного обучения.

Пальчиковые игры для малышей

Камень — ножницы — бумага! Развиваемся, играя!

Именно тогда объединились специалисты из разных областей: этнологи, филологи, педагоги, фольклористы в деле возрождения забытых ныне потешек, игр, забав для малышей. Оказалось, что детские пальчиковые игры имеются у различных народностей. К 20-му веку к ним было подведено научное обоснование, а к 21-му столетию простейшие упражнения были расширены и дополнены демонстрацией картинок, музыкальным сопровождением, телесными движениями, дабы максимально задействовать все анализаторные системы ребенка.

Первая улыбка ребенкаКогда ребенок начинает улыбаться? Что делать, если у подруги ребенок вовсю хохочет, а у вас только хмурится? Этот вопрос беспокоит всех мамочек! Ответ на него — прост! Расслабьтесь, каждый ребенок индивидуален, всему свое время!

Причиной икоты у маленького ребенка может быть метеоризм, жажда, переохлаждение и еще ряд причин. Как бороться с икотой: народные рецепты и советы опытных мам.

Игры и упражнения с пальцами: что они дают

Стимуляция детских пальчиков и ладони ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи малыша, его мышление и интеллект в целом. Рука имеет в головном мозгу большое представительство. Через миллионы нервных окончаний поступает к нему тактильная информация, обрабатывается и откладывается в виде приобретенного опыта, используемого в нужный момент.

От руки в мозг идет множество нервных окончаний

Мамы, не ленитесь тренировать ручки ребенка! Это залог его физического и интеллектуального развития!

Помимо этого ребенку важен телесный контакт, который можно обеспечить, проделывая движения совместно своими и его руками, посадив его во время игры себе на колени. Именно в эти моменты пальчиковые игры в стихах позволяют заложить хороший фундамент для обучения малыша чему-то новому, полезному, интересному (выучить овощи-фрукты, счет, зверушек и многое другое).

Ученые выявили, что пальчиковые игры способствуют выработке детьми схемы своего собственного тела, предотвращают невротизацию, развивают фантазию, координацию движений, служат в целях релаксации и приготовления руки сначала к письму, а затем к труду.

Сопровождаемые музыкой или пением, пальчиковые игры развивают музыкальные способности, позволяют отвлечься от скуки, подпитывают эмоциональную сферу. В настоящее время они входят в систему коррекционных мероприятий для детей с нарушениями речи, ДЦП и другими расстройствами.

Музыкальные занятия для детей от 2х до 3х лет

Развитие мелкой моторики может иметь музыкальное сопровождение. Бубен и маракасы приведут детей в восторг!

Раннее развитие по методике Железновой

Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось не только расцветом бандитизма, но и полезными инновациями в педагогике. Семья Железновых: Сергей Станиславович и его дочь Екатерина, учителя музыки, создатели школы раннего развития «Музыка с мамой», разработали одноименную методику, ставшую популярной в России и за рубежом. Изначально они планировали лишь готовить детей от 3-х лет к поступлению в музыкальную школу, но впоследствии с подачи родителей им пришлось дополнить свою систему, придумав интересные песенки, игровые упражнения, создав аранжировки к народным потешкам. В настоящее время методика носит комплексный всесторонний характер и признана одной из лучших в педагогике раннего развития.

Пальчиковые куклы по методике Железновой

Таких гостей не оставит без внимания ни один малыш!

Екатерина Сергеевна Железнова использует в пальчиковых играх персонажей, которые нравятся детям: козу рогатую, дождик, червячка, паучка, улитку, солнышко и прочих.  Фонотека Железновых содержит музыкальные сказки, игры, массажи, песенки, стихи и многое другое, что будет полезно даже только что родившемуся малышу.

Важными условиями для проведения занятий являются присутствие и активная помощь родителей и использование фонограмм. Диски с записями мама может применять и дома для развивающих игр с ребенком.

Классификация пальчиковых игр

Как таковой утвержденной классификации пальчиковых игр не существует. Условно их можно разделить таким образом:

  1. По активности участников:
    • сидячие, выполняемые за столом или сидя на полу (например, «Человечек» — имитация ходьбы указательным и средним пальцами, когда остальные сжаты в кулачок);
    • активные, в которых помимо пальцев задействованы верхние и нижние конечности, голова, туловище.
      Игра «Ножки»:
      Большие ноги (дети осуществляют ходьбу на месте) шли по дороге (идут, можно по кругу).
      Маленькие ножки (встают на носочки) бежали по дорожке (бегут).
      Быстро наша крошка (останавливаются) хлопает в ладошки (хлопают в ладоши).
      Рученьки устали (потряхивают кистями), на коленки упали (приседают, руки кладут на колени ладонями вниз).

      Активные игры на развитие моторики

      — Хлопать в ладоши — это так здорово! Мамочка присоединяйся!

  2. По сопровождению:
    • с музыкой;
    • без музыки.

    Независимо от того, сопровождается ли игра музыкой, она всегда сложена в стихотворной форме. Это позволяет ей быть интересной (дети лучше воспринимают информацию), лучше запомниться, подскажет, какие движения нужно выполнить.

  3. По возрасту:
    • с рождения до года детям полезно ежедневно поглаживать, массировать и целовать пальчики, стимулировать центр маленькой ладошки;
    • количество раз каждый родитель определяет для себя сам, а вот время не должно быть меньше 2-х минут;
    • с года до 2-х лет важно дать малышам возможность перебирать пальчиками предметы разного размера (например, крупы, пуговицы), ткани различной фактуры и цвета, учить их манипулированию со шнурками, пальчиковому рисованию, играм;
    • с 2-х до 3-х лет ребенок уже может самостоятельно повторить движения руками, собрать несложную крупную мозаику;
    • с 3-х лет детская рука развивается посредством лепки и аппликации.
    Прищепки для детских игр

    Прищепки — это отличная альтернатива мелким бусинкам. Их то ребенок точно не проглотит!

    Разделение по возрасту не является жестко фиксированным. Каждый последующий возрастной этап включает в себя предыдущий, дополняет и усложняет его. Например, перед работой с пластилином ребенку можно сделать массаж руки и пальчиковую гимнастику.

  4. По содержанию:
    • массаж;
    • игры с пальцами потешки («Сорока Белобока», «Коза Рогатая», «Семья» и др.);
    • игры со спичками (счетными палочками). «Звери-строители» — перед детьми кладутся спички — «бревна». Им рассказывают, что зверушки задумали построить теремок, но так, чтобы использовать при переноске бревен только 2 пальца: мизинец и большой (большой и средний, два средних пальца обеих рук и т.д.);
    • игры с бумагой или пластилином (оригами, лепка, аппликация);
    • пальчиковый театр;
    • пальчиковая гимнастика («Мы писали», «Паровоз» и пр.).

Давать ли пить воду грудничкуСпоры о том, давать ли новорожденному пить воду, продолжаются и по сей день. С мнением профессионала вы можете познакомиться в нашей статье.

Как ребенок осваивает технику переворота на живот и обратно? Почему одни малыши переворачиваются быстро, а другим нужно с этим повозиться? Как помочь ребенку перевернуться, если у него не получается? Ответы на эти вопросы ищите здесь.

Существует  много ужастиков на тему синдрома ночного апноэ у детей. Развеять сомнения и рассуждать здраво поможет мнение профессионала.

Правила для успешных развивающих игр с детьми

Мама хвалит ребенка

Родители, не забывайте радоваться даже маленьким успехам своего ребенка! Малышу важно, чтобы им гордились!

Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Играйте чаще, с удовольствием, с личной вовлеченностью.
  2. Стишки выучивайте наизусть.
  3. Выполняйте все движения совместно, проговаривая слова и придерживаясь медленного темпа.
  4. Заведите себе «памятку» — картотеку пальчиковых игр, возьмите оттуда 2-3 игры, хорошенько заучите их, затем добавляйте новые, более сложные.
  5. Хвалите ваше чадо, даже если он еще неуклюжий, а вместо слов у него получаются только нечленораздельные звуки.
  6. Никогда не заставляйте ребенка играть, если он этого не хочет в данный момент. Переключите его внимание, поддержите интерес.

Не расстраивайтесь, если вы не знаете или не помните ни одной потешки, которую можно было бы использовать для игры. Читайте малышу любые детские стихи, сочиняйте свои движения, напевайте мелодии, побуждайте его к повторению за вами и этот творческий процесс порадует вас обоих.

5 комментариев

  1. Анастасия

    Развивайте моторику — это очень важно! Я в свое время не развила, так сейчас у нас проблемы в школе с рисованием и лепкой, сейчас жалею, но время ушло! Не ленитесь, развивайте своих деток!

  2. Развитие моторики — один из важных моментов на этапе раннего развития детей. Сейчас придумано множество разных игрушек и приспособлений, позволяющих ребёнку осваивать и совершенствовать моторику рук. Из личного опыта могу сказать, что занятия по развитию тактильных ощущений можно проводить даже с грудничком. Я например, когда мой малыш еще не умел ничего брать и держать руками, вкладывала в ручку различные предметы — камушки, лоскутки различных по шероховатости тканей, щекотала ладошку пальчиком, делала различный массаж для пальчиков, разгибая и сгибая их поочередно. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком в этом направлении, тем быстрее он сможет познать окружающий мир и развить свой интеллект.

  3. Иришка

    Моей малышке сейчас 2,3 года. Она долго не хотела говорить даже обычных слов, но после того, как я стала заниматься с нею пальчиковыми играми и купила пластелин, мой муж первый раз услышал слово: — папа.

  4. Мой младший брат очень любил в детстве листать книги — чем не упражнение для пальчиков. Мог листать их просто часами! В итоге в 1,5 года он уже говорил полными и осмысленными предложениями, правда немного коверкал слова.

  5. Я для своего сына, для развития мотороки ручки специально купила игрушки, которые нужно одевать на пальчики и играть. Сынишку это очень забавляет.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*