Главная » Колонки » Умнички » Выпуск 3. Чтение c увлечением

Выпуск 3. Чтение c увлечением

Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички».

Наталия Рой.Сегодня дети не любят читать. Причин тому — много: избыток легко доступной развлекательной информации (мультфильмы, реклама, видеоигры и т.п.), дефицит правильной современной детской литературы (мало произведений о том, что действительно близко юным читателям), технические сложности (особенно касается детей, поздно освоивших чтение — в 7,5-8 лет), отсутствие личного примера загруженных делами родителей. Ребёнок, так и не прочувствовавший интерес к чтению, никогда не раскроет для себя красочный мир, полный приключений, фантастических героев, чувств и переживаний. С помощью художественных произведений дети не только расширяют кругозор, развивают речь и оттачивают «зрительную» грамотность, но и учатся сочувствовать, мыслить и выражать свои мысли, лучше понимать себя и окружающих. Читающий ребёнок — в будущем интересный собеседник и эрудированный человек. Привить любовь к чтению — вполне посильная для родителей задача.

С раннего возраста

Уже полугодовалого кроху можно начинать приобщать к чтению. Первые книжки должны быть «антивандальными» — с тряпочными, картонными, пластиковыми или резиновыми страницами. Конечно, на этом этапе в приоритете — разглядывание картинок. Важно чётко называть ребёнку изображения, обращать внимание на части фигуры (Это котик. Посмотри, какие у него ушки, хвостик, бантик.). Не забывайте использовать звукоподражания.

После первого дня рождения малыша настаёт очередь сказок — «Колобок», «Курочка Ряба», «У солнышка в гостях», «Репка». Это уже полноценное совместное чтение. Книжки для первого знакомства нужны яркие и красочные — много картинок, мало текста. Ну, и, конечно, актуальны игровые элементы — звуковые модули, магнитные фигурки, с помощью которых можно разыгрывать сценки по прочитанному тексту, вклеенные пальчиковые куклы. В этот период родители должны особенно тщательно следить за выразительностью и эмоциональностью своего чтения, иначе юный слушатель быстро заскучает и переключится на другие занятия.

Маленьким детям полезно слушать много стихов — классику для малышей (А. Барто, С. Михалков, С. Маршак), русские народные потешки. Нельзя пройти и мимо Чуковского. Малыш, вопреки сомнениям некоторых мам, ещё не будет всерьёз задумываться над варварством Бармалея, бросающего Айболита в костёр, или пугаться бессилия родителей, готовых, пусть и со слезами, отдать детей злому Таракану-диктатору. Кроха пока не способен к столь глубоким размышлениям. Зато особый меняющийся ритм этих произведений, оказывается, способствует развитию речи и интеллекта детей. А ещё интересные длинные сказки удивительно легко запоминаются.

Как заинтересовать ребёнка чтением.

Для тех, кто старше

Другая распространённая проблема — умеющий читать ребёнок не хочет брать в руки книгу. Дети предпочитают компьютерные игры и просмотр мультфильмов. Не удивительно, ведь чтение для них — не развлечение, а тяжёлый труд. К тому же, возможно, к своим 4-м, 6-ти или 8-ми годам они ещё не поняли как это интересно — устроиться поудобнее с увлекательной книгой. Стоит немного подтолкнуть малыша, воспользовавшись нехитрыми советами:

  • «подсовывайте» ребёнку книги, которые действительно могут его заинтересовать; пусть для начала это будут комиксы и тонкие красочные брошюрки по мотивам любимого мультсериала будущего книгочея — главное пробудить желание к чтению как таковому;
  • даже если сын или дочка уже достаточно бегло читают, не прерывайте традицию вечернего совместного чтения;
  • маленькая хитрость: читая ребёнку увлекательное произведение, остановитесь на самом интересном месте под предлогом возникновения неотложного дела и оставьте книгу на виду; наверняка любопытство возьмет вверх и малыш приступит к самостоятельному чтению;
  • обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное, дискутируйте, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями, проводите аналогии между событиями из сказки и происходящим в реальной жизни;
  • чаще читайте на глазах у детей и рассказывайте (в доступной форме) о прочитанном;
  • пробуйте разные жанры: фэнтэзи, исторические повести, детективы, юмор, сентиментальную прозу; так больше шансов найти то, что нравится ребёнку;
  • не заставляйте дочитывать до конца книги, вызывающие у малыша скуку и тоску, даже если это очень полезное и познавательное, с вашей точки зрения, произведение;
  • устраивайте совместные походы в детский книжный магазин — красочно оформленные обложки и возможность самостоятельного выбора заинтересуют даже равнодушного ранее к чтиву ребёнка; при этом важно уважать мнение малыша, пусть он и схватил с полки совсем не то, что нужно и полезно; сейчас первостепенная задача — сформировать желание прочесть книгу, время подбора правильной литературы наступит чуть позже;
  • сочиняйте для малыша простые короткие рассказы, где в некоторых словах намеренно перепутаны буквы — дети обожают такие головоломки и с удовольствием их разгадывают;
  • организуйте детскую библиотеку — необязательно сразу многотомную, главное, чтобы на полках стеллажа стояли именно книги для ребёнка;
  • на первых порах выбирайте для чтения короткие рассказы с доступным смыслом; подойдут давно знакомые «Репка» и «Курочка Ряба».

И последнее: не стоит заставлять свою «бестолочь» догонять соседского «умницу», частенько замечаемого над книгой. Пять-шесть положенных страниц, отделяющих от прогулки или порции мороженного, ребёнок, конечно, осилит — куда же ему деваться. Но такая «обязаловка» напрочь отбивает любовь к чтению. Вряд ли после этого у малыша возникнет желание самостоятельно взять с полки красочный том.

Читать другие выпуски колонки «Умнички» →

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*