Главная » Колонки » Мамская беседка » Выпуск 9. Воспитываем, ограничивая, но уважая — часть 2. Малыш исследует территорию

Выпуск 9. Воспитываем, ограничивая, но уважая — часть 2. Малыш исследует территорию

Авторская колонка Марины Ходоренко «Мамская беседка».

Серия: «Позитивное воспитание: пытаясь понять своего ребёнка»
Тема: «Учимся устанавливать ограничения для ребёнка, считаясь с его мнением». Часть 2.

Читать часть 1.

Марина Ходоренко.Дети — это настоящие маленькие исследователи. Это — не факт, скорее непреложная истина, которая доказана уже давно. Как только малыш научится самостоятельно передвигаться, у него возникает потребность прикоснуться, увидеть, почувствовать и переместить все «объекты» в доме. Проблема в том, что мы, как родители, любим и хотим сохранить нетронутым тот порядок вещей, к которому привыкли. Однако, примерно до 2-х лет, ребёнок совершенно систематически, не осознавая, нарушает требования и пропускает «мимо ушей» все наши попытки достучаться до логики этого обожаемого маленького «чудовища».

Следует признаться самому себе, что в течение дня мы бесконечно много одёргиваем малыша, делая ему замечания, и постоянно контролируя его. Естественно, это быстро становится привычным и надоедает, а ребёнок перестаёт реагировать на вас.

Ребёнок ползёт.
Пополз по делам…

Очень часто, увидев, что малыш схватил «неправильную» вещь, мы можем попросить поставить её на место, пытаясь объяснить доступным для него языком. Результат очевиден. Присмотревшись внимательно к его глазкам, можно увидеть, как в них разгорается сильнейшее любопытство. Тогда станет вполне объяснима дальнейшая реакция чада: его крик и требовательные капризы к продолжению прерванного занятия — его интереснейшего исследования.

Как «примирить» необходимость освоения окружающего пространства наших детей с нашими потребностями? Какие действия нужно принимать, чтобы установить чёткие границы, понятные и применимые к детям в возрасте до 2 лет? Это должна быть одна из наиболее первых и важных тем, обсуждаемых в семье между родителями, которые в итоге должны придерживаться единого мнения.

В своё время, я старшему сыну позволяла передвигаться по своему желанию, чтобы прикоснуться к предметам и исследовать всю квартиру без ограничений. Поэтому, для меня было очень важно найти идеальное решение, чтобы ничего не препятствовало освоению ребёнком новых территорий.

После прочтения нескольких книг на эту тему, я запомнила парочку моментов, наиболее действенных и интересных, на мой взгляд (в этой статье я приведу вам эти примеры). Ещё хочу обратить ваше внимание на «установление лимитов», полученных ребёнком в возрасте до двух лет. Имейте в виду, ребёнок в таком возрасте проникается тоном ваших слов, которые вы используете для примирительных отношений, что оставляет отпечаток в его памяти на его дальнейшее будущее.

Несколько советов по устранению препятствий для юного исследователя:

  1. Перепланировка внутри квартиры. Казалось бы, насколько неоригинальный совет. Но, тем не менее, перепланировка квартиры вам просто необходима. Когда вы реконструируете ваше жизненное пространство, большинство проблем, которые могут возникнуть из-за любопытности вашего ребёнка, исчезнут сами собой. Потратьте время, чтобы удалить все объекты, которые небезопасны для малыша (заприте алкоголь, чистящие и лекарственные средства в кабинете или в другом изолированном месте), исключите доступ «лазания» на высоту, «мысленно прокрутив» все возможные травмоопасные ситуации…
  2. Всегда вместе с малышом. Маленьким детям не нравится находиться одним даже в самой интереснейшей игровой комнате. Они хотят быть в том же месте, что и их мама (папа). Чтобы знать, что они всегда рядом с вами, в то время, как вы заняты домашними делами, вам не помешает в каждой комнате организовать для малыша небольшое пространство с интересными для него вещами. К примеру, в кухне, вы можете расстелить на пол одеялко и расставить по его контуру различные кастрюльки, мисочки, ложки и прочую хозяйственную утварь. Помните, детям не нужны дорогущие игрушки, самые интересные игрушки (обыденные штучки) могут находиться возле вас… и ребёнок при деле, и маме радость.
  3. Удовлетворение требований. Я понимаю, что это очень легко сказать — удовлетвори потребности малыша — и будет тебе счастье. Но это — действительно, очень важно.
    Родительская строгость.
    Не ругаться — а уделить внимание!

    Я вам приведу пример из моего личного опыта: когда Толянок был в плохом настроении, он становился просто невыносимым, если мы его игнорировали. Однако, стоило сделать шаг навстречу: переключить его внимание, показать что-то другое, обнять, поговорить с ним или дать попить молочка, всё менялось — и малыш успокаивался. Получается, что для успокоения «слёзного настроения», совершенно не требуется много времени, по сравнению с досадой и проявлением характера. Ведь в таком случае слёзы могут затянуться, а ребёнок станет ощущать себя ненужным и одиноким. Если он берет недопустимую вещь (которую вы загодя не убрали в «закрытую» комнату — согласитесь, это ваша вина, а не ребёнка), постарайтесь не расстраивать малыша до истерики, а переключите его внимание.

  4. Предложение идей. Помимо разнообразных развивающих игрушек, попробуйте предложить вашему чаду увлекательную игру с водой и песком. Это очень просто. В тазик налейте немного воды, снабдите его ситечком, ведёрком, лопаткой и посудкой. В другой тазик насыпьте немного песка (заранее запаситесь летом пакетиком жёлтенького песочка). Застелите пол большой клеёнкой и покажите, как нужно лепить куличики. Ваш ребёнок будет увлечённо занят в течение более 15 минут (эта игра очень полезна для моторики и сенсорного развития), а вы сможете заняться неотложными домашними делами.

В одной из прочитанных книг, мне запомнилась одна фраза:

«Чем старше ребёнок, тем больше последствия неудач (после неправильного реагирования на требования), и тем больше он будет продолжать испытывать вас, как взрослых».

Так что, уважаемые родители-взрослые, давайте запасаться терпением и мудростью черепахи Тортиллы.

В заключение добавлю, что каждая семья должна найти те рамки, пределы, ограничения для своего ребёнка, которые позволят ему раскрыться, удовлетворить свою потребность в любопытстве и при этом не быть ущемлённым… Малыш должен получать удовольствие от исследования территории.

Надеюсь, эта статья поможет вам в вашей повседневной жизни с малышом. Не стесняйтесь, пишите и делитесь своим личным опытом.

До скорой встречи, Марина.

Продолжение следует…

Читать другие выпуски колонки «Мамская беседка».


Вам понравилась статья? Подпишитесь на обновления нашего сайта и вы будете получать их по электронной почте.
Также вы можете вступить в наши группы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Google+ и Twitter.

Ну, и не забывайте ставить нам лайки, кликая по кнопочкам слева. :)

Спасибо
за
лайки!

2 комментария

  1. Татьяна

    Знаю один замечательный способ как занять малыша, если нужно приготовить обед, например, детки обожают кастрюльки черпачки и т.д., причем со временем взросления малыша интерес у них к кухне не уменьшается, а даже наоборот. Моему мальчику сейчас 2,6 и мы с ним вместе готовим. Он помогает, и получается, что и я приготовила обед и мой малыш был под присмотром.

    • Марина Ходоренко

      Танюша, спасибо за ваш интересный отзыв.

      Я с вами полностью согласна — отличный способ провести время с малышом с пользой для дела:). Мои младшие тоже обожают вместе со мной кудесничать: картошечку подают, морковочку трут (пытаются:))… Это правильно выбранная позиция мамы к ребёнку в дальнейшем приведёт к общению, искренности и дружбе.
      Хороших отношений и здоровья вашему семейству!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *